И.И.Голубев "Свинг.Основы ритма и энергетики движения" ч.3
Рисунок 7
Благодаря противоположной направленности сил этих круговых движений их ускорения могут соединяться друг с другом, как жидкости в сообщающихся сосудах.

На рисунке 7 изображен принцип «восмёрки» в различных стадиях его проявления.
Пунктирная линия АС условно делит весь воображаемый круг АСА пополам. Точка «О» - центр этого круга (основная точка дирижирования, которую всегда необходимо ощущать). Линии АВ1О или АВ2О – амплитуды движения по инерции от предыдущего ускорения, во время которой мы занимаем «И.П.» для последующего движения. Линии ОСА1 или ОСА2 – амплитуда последующего движения, во время которого мы совершаем ускорение (энергетический удар).
Линия Д1А или Д2А – амплитуда движений по инерции, в состоянии активного расслабления. Если проследить весь цикл движения, то он будет выглядеть так: из точки «О» (она совпадает с «И.П.») мы делаем первое ускорение (энергетический удар) не счёт «раз» и доходим до положения в точке «А», на счёт «и» мы совершаем движение АВ2О, т.е. приходим в «И.П.». Затем все сначала, но уже в противоположную сторону. Отметим, что совершая круговые движения, составляющие восьмёрку, каждый раз в противоположном направлении, мы не только даём возможность циркулировать энергии в заданном направлении, которая остаётся неиспользованной за счёт разницы амплитуд движения (реальной и предполагаемой), но и даем возможность работать мышцам-антагонистам, что открывает большие перспективы для совершенствования исполнительской техники.
Отсюда видно, что мы различаем два основных этапа в использовании «принципа восьмёрки».
Первый – это энергетический разряд или удар, обеспечивающий нам ускорение в движении, т.е. накопление энергии.
Второй – это умение направить эту энергию точно по назначению, создавая условия для слияния её в общую векторную силу, равнодействующую, которую мы и называем «свинг».
Источником энергии является психологическое состояние исполнителя, его нервная система, приведённая в «состояние боевой готовности» путём психологического преобразования (настройки), подготавливающей это накопление энергии.
Средством передачи служат мышечные пульсации движений содирижирования и звукоизвлечений, выполненные именно «ударным принципом», т.е. как бы энергетическим разрядом, ударом.
Здесь уместно сказать о «принципе бича», т.е. о таком виде кругового движения, когда в кратчайший срок производится удар (ускорение) и дальнейшее круговое движение «по инерции» совершается уже в состоянии активного расслабления.
На рисунке 7 это происходит на отрезке ОСД1 или ОСД2. Причём важно стремиться к повышению интенсивности энергетического удара, что обязывает к сокращению длины его пути.
Это даёт возможность сообщить кратчайшим путём такое ускорение, которое обеспечит последующее движение в состоянии активного расслабления по указанным ранее амплитудам, составляющим восьмёрку. Касательные линии М1К1 и М2К2 показывают, что направление энергетического удара уходит не вниз(в поверхность инструмента), а от него. Это говорит о том, что энергетический удар не может быть и слишком коротким, т.к. при направлении силы в инструмент (рабочую поверхность) мы, с увеличением свинга, будем испытывать перегрузки (внутримышечные).
Мы не сможем вовремя расслабиться, т.к. будем давить на инструмент, и поэтому не сумеем использовать все его технические возможности, соблюдать нюансы. Это сделает нашу технику малоподвижной, закрепощённой. И наоборот. Достаточно в момент энергетического удара повернуть направление силы ускорения по касательной от рабочей плоскости, и мы обретём свободу движений и возможность расслабиться. Очень большую роль при любой мышечной работе играет лабильность мышц. Это своеобразная способность индивидуумов переходить в кратчайшие сроки от состояния полного мышечного напряжения(например, во время удара) к состоянию полного расслабления.
Очень важно обратить внимание на то, что во время обучения амплитуда, выполняемая на счёт «раз», т.е. от точки «0» (ОСД1В1а или ОСД2В2а) – ощущается осознанно, т.к. это движение совершается нами, во-первых, на сильную долю, а во-вторых, в состоянии активности, а значит и хорошо контролируемом состоянии. ОСД1 и ОСД2 – это момент удара. Д1В1а или Д2В2а – движения по инерции сразу же после ускорения в состоянии активного расслабления.
А вот вторая часть амплитуды (АВ1О или АВ2О), т.е. когда мы в состоянии такого активного расслабления приходим в «И.П.» для последующего движения, выпадает на слабую долю, т.е. на счёт «и».
Именно поэтому мы чаще всего не контролируем амплитуду этого движения, забываем его полностью сделать, а это губительно отражается на ритме.
Исправление чувства ритма начинается с ощущения движения именно в слабом месте.
Теперь можно перейти к умению направлять энергию. Для этого необходимо разобраться в «принципе восьмёрки», изучить его сильные и слабые стороны и научится выполнять точно, без искажений, не изменяя метрического счёта, обязательно с выделением амплитуды на слабом месте «и». Здесь важна не сама форма этой восьмёрки, а именно синкопический принцип, лежащий в основе её выполнения.
Ведь постоянные круговые движения в конечном итоге будут мешать исполнителю, отвлекать его от выполнения художественно-творческих задач. Поэтому на определённом этапе усвоения, путём доведения навыков до уровня условных рефлексов мы сможем не совершать реально эти круговые движения и восьмёрки, а представлять себе их мысленно, т.е. воображать.
Ориентируясь на базе постоянства ритмического пульса по мышечным (кинетическим) ощущениям о силе энергетического удара, мы сможем воображать себе эти амплитуды, т.к. будем на основе условного рефлекса предугадывать их так же точно, как баскетболист ощущает длину пути отскока мяча, ориентируясь по силе удара.
Внутреннее представление этих круговых движений, построенных по принципу восьмёрки, позволит нам так же почувствовать и иллюзию движения ритма, т.е. ощущать свинг как внутреннее движение ритма.
Таким образом, мы можем говорить о воспитании «чувства свинга» у исполнителя. В основе этого лежит интериоризация движении, выполняемых в указанных ранее режимах. Это позволяет использовать в движениях уже не саму восьмёрку, а именно её принцип, дающий возможность «рассвинговывать» уже любые движения, а не только круговые.
Результатом интериоризации движений, (т.е. совершенствования навыков до уровня условных рефлексов, благодаря чему движения как бы уходят внутрь, свёртываются) являются так же и постепенный отказ от многих излишних движений, без ущерба для качества свинга. Этот принцип является обязательным для всех видов деятельности музыкантов-исполнителей, независимо от стилей жанров и специфики музыкальных инструментов. На базе этого исполнитель обеспечивает рассвингованный ритмический пульс при реализации своей деятельности.
Заниматься такой подготовкой нужно на специальных ритмических занятиях, совершенно отдельно от других музыкальных дисциплин.
По мере освоения этого материала будет происходить постепенное органическое слияние свинга с другими навыками и знаниями исполнителя, что и составит в конечном итоге полноценное музыкальное воспитание.

Hosted by uCoz