И.И.Голубев "Свинг.Основы ритма и энергетики движения" ч.2
Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6
Движения ритмического соучастия (содирижирования), есть движения, сопровождающие ритмический пульс, а мы уже знаем, что он состоит из двух измерений: «плюс-дубль» и «минус-дубль». Значит, движения ритмического соучастия должны тоже отражать эти две категории временного измерения. Более детально мы рассмотрим эти движения в разделе методики, а сейчас для того, что бы выяснить, из чего слагается эта саморегулируемая скорость исполнителя, независимая от темпа, обратимся к такому примеру:
Конькобежец передвигается, отталкиваясь, то правой, то левой и производит в это время скольжение на противоположной ноге. Направление толчков ногами – поочередно то в правую, то в левую стороны (как бы елочкой). Тем не менее, мы говорим о движении конькобежца вперёд, т.к. образуется векторная скорость, которая является результатом сложения ускорений, получаемых при каждом толчке в их общую равнодействующую. Именно она и осуществляет продвижение конькобежца вперёд. Эта скорость вполне может быть отделена от темпа шагов и регулироваться по личному усмотрению.
Рис.2.


В чём же будет заключаться это изменение, если темп шагов остался постоянным?
В увеличении скорости толчка ногой, т.к. в ускорении этого движения, а в следствии этого и пути скольжения.
Из элементарной физики известно, что при движении тела в пространстве, при постоянстве времени, с увеличением скорости будет увеличиваться и пройденный путь.
Скорость мы увеличиваем за счёт ускорения движений, производящих толчок. Соответственно, сохраняя темп шагов, мы должны увеличивать и амплитуду движений скольжения.
В точности так обстоит дело и в нашем случае. Изменяя скорость, а вместе с ней и амплитуду движений содережирования и звукоизвлечений, оставляя постоянный темп, мы получаем в результате сложения этих ускорений общую скорость – их равнодействующую, которую и можно отделить от темпа и регулировать. В сильно упрощённом виде схема свинга ясна. Остаётся уяснить, почему отдельные ускорения разнообразных движений ритмического соучастия и звукоизвлечений могут дать эту равнодействующую силу и что для этого необходимо сделать.
Вернёмся опять к примеру с конькобежцем. Он едет, допустим, так:
Рис.3.

Толчок ногой, скольжение до полной остановки на противоположной ноге, пока ускорение не затухнет, затем всё сначала при толчке другой.
В таком варианте ускорения, получаемые от толчков, никогда не смогут породить равнодействующую, т.к. скорость каждого из толчков будет сведена к нулю. Движение такого конькобежца будет направлено не по прямой, а зигзагами (Рис.3)
И только при движении в режиме, указанном ранее (Рис.2), т.е. когда конькобежец будет совершать последующий толчок именно в момент ещё не затухшей скорости предыдущего движения, можно говорить о его продвижении вперёд.
Остаётся выяснить, когда лучше начинать новое движение, в какой части пути скольжения от предыдущего толчка.
Если конькобежец в самой середине своего предполагаемого скольжения начнет делать новое движенье с ускорением, то оба эти ускорения (предыдущее и последующее) сложатся в равнодействующую без потерь.
Во всех других случаях будут заметные погрешности.
В случае более раннего последующего толчка будет изменяться темп шагов, т.к. компенсация ускорения за счёт увеличения пути скольжения не полностью осуществится. Будет ускорение темпа, а это не то, что нам нужно.
В случае опоздания второго ускорения, общая скорость движения вперёд (равнодействующая) будет ослабевать, не получая вовремя поддержки, т.к. ускорения каждого толчка будут уже затухающие.
Так и в нашем случае. Не случайно лучшие джазовые исполнители называли свингованием умение синкопировать.
Что такое синкопа? Это акцент на слабом месте, на слабой доле метра. Слабое место находится всегда посередине между двумя сильными.
Но ведь играют музыканты не только синкопы! Очень часто их нет в нотном тексте, а свинг всё равно остаётся. Это происходит потому, что важны не сами синкопы, а так называемый «синкопический принцип». Он основан на том, что в движении ритмического соучастия и звукоизвлечения отыскивается слабое место, хотя синкопы в нотном тексте может и не быть. Таким слабым местом будет являться середина амплитуды любого движения. Если в случае с конькобежцем этим местом оказывается середина предполагаемого скольжения, то в нашем случае это будет середина амплитуды предполагаемого движения ритмического соучастия или звукоизвлечения. Но для того, чтобы вполне реально складывать ускорения указанных движений в общую равнодействующую по «синкопическому принципу», мы должны совершенно точно представлять себе эти движения и найти их исходное положение.
Итак, свинг – это общая скорость, векторная величина, являющаяся суммой ускорения отдельных ритмических пульсаций и движений звукоизвлечений. Она является их равнодействующей. Эта скорость поддаётся сознательной регулировке, независимо от темпа. Ускорение движений содирижирования и звукоизвлечений производится одновременно с увеличением амплитуды их движений. Только в этом случае удаётся сохранить
темп, т.е. t = const.
Сложение ускорений этих ритмических пульсаций в общую равнодействующую возможно только по «синкопическому принципу», т.е. в самой середине предполагаемой амплитуды движения. А это значит, что не любые движения ритмического соучастия или звукоизвлечения лежат в основе свинга, а только те, которые выполнены вышеуказанным способом. Только в основе таких движений будет происходить полноценное сопереживание ритма у исполнителя, и вызывать у слушателя процесс соучастия. Именно о таком ритмическом качестве исполнителя писал Б.Б.Теплов, когда указывал, что ритм большого артиста состоит из борьбы двух тенденций: метросоздающей и метроразрущающей внутри неё.
В основе таких движений должен лежать круговой принцип, т.к. только при движении по замкнутому кругу точки начала движения, и окончания его будут совмещены. Ведь в нужный момент мы должны быть подготовлены к новому движению, т.е. находится уже в исходном положении («И.П.») для него. Если мы не выполним это условие и будем совершать движения не круговые, а по прямой, то увеличение скорости движения не круговые, а по прямой, то увеличение скорости движения и его амплитуды пойдёт нам во вред. Мы будем после каждого движения удаляться от плоскости, с которой предстоит извлекать звук, что вызовет ряд осложнений в технике их исполнения. КПД будет очень низким, т.к. получая выигрыш от каждого нового движения, мы будем всё проигрывать на обратном пути, пытаясь приблизиться к поверхности инструмента.

На рисунке 4 мы видим, что движение от поверхности инструмента направлено перпендикулярно вверх. С увеличением скорости и амплитуды (точки А1,А2,А3) мы все дальше удаляем «И.П.» для следующего движения от точки «0» - начальной стадии на поверхности инструмента.
Мы не сможем сделать без ошибки следующее движение, т.к. не будем готовы к нему.
Точки «0» и «И.П.» не совпадают, а наоборот, будут максимально удалены друг от друга.

На рисунке 5 те же расстояния, что и на рисунке 4, но траектория движений – круговые. Точка «0» и точка «И.П.» - совмещены (борьба за место).
А1,А2,А3, - амплитуды различных движений, выполненных с разными ускорениями. Мы всё время находимся в удобном «И.П.» для последующих движений. Но это ещё не свинг.
Даже круговые движения не обеспечивают нам «синкопический принцип» исполнения. Ведь смысл этого принципа – в нахождении слабого места предполагаемой амплитуды движения, независимо от того, круговое это движение или прямолинейное.
Вспомним, как ведёт мяч баскетболист. По силе толчка он ориентируется на путь отскока мяча, т.е. на амплитуду его движения. Он как бы предполагает её и встречает мяч рукой в нужной точке пространства. Это вполне естественно, т.к. скорость V определяется по силе толчка, значит S – единственная неизвестная величина – может быть как бы «вычислена» мысленно, т.е. предполагаться (t = const).
Поэтому баскетболист и может вести мяч, не глядя на него, ориентируясь по темпу и силе толчка.
То же самое и у нас. V – скорость движений – мы сознательно регулируем за счёт кинетических ощущений. Значит, и величину S мы тоже можем предполагать, предчувствовать. Для выполнения движений по «синкопическому принципу» мы сознательно нарушаем это пространственно-временное равновесие, и предполагаемая амплитуда движений не совпадает с реальной.
Для этого не задолго до середины предполагаемой амплитуды (пунктирная линия) реальная амплитуда движения направляется через центр круга.
Рисунок 6

- - - - - предполагаемая амплитуда
………….. реальная амплитуда
При этом ускорение, сообщаемое в начале движения, должно быть такое, которое позволит по инерции, в расслабленном состоянии (активное расслабление) совершить движение не только по реальной, но и по предполагаемой амплитуде, а она вдвое больше реальной.
Тогда у нас останется как бы «энергетический запас», т.е. незатухшая скорость от ускорения предыдущего движения, вследствии неполного использования S (амплитуды). Но мы уже изменили направление движения в другую сторону, т.е. пришли в «И.П.» и готовы совершить новое движение, которое надо выполнять по такому же принципу, только в противоположном направлении (по принципу «вопрос-ответ»).
У нас получится в результате замкнутый цикл из двух движений, содержащий в своей основе не просто круговые движения, а «восмёрку», состоящую из двух круговых движений.

Hosted by uCoz