Институт Ритма Э.Жак-Далькроз Занятия Ритмикой
Э.Жак-Далькроз "РИТМ" (фрагменты)

Человек ,способный пронизать ритмическим свою жизнь и свое тело , приобщается к глубочайшим тайнам мироздания и приобретает невиданное могущество. ритм воздействует на человека в целом , равным образом воспитывая и формируя его тело и душу и дух.
Основой всякого индивидуального усовершенствования является дисциплина чувственных восприятий и тренировка импульсов.
Из ритма рождается пластика и музыка. В музыкальных движениях человеческого тела объединяются зрительное и слуховое , глаз становится органом музыкального восприятия : МУЗЫКУ МОЖНО НЕ ТОЛЬКО СЛЫШАТЬ , НО И ВИДЕТЬ.
Музыка преобразует телесность. Тело должно стать инструментом , способным без участия сознания откликаться на все события музыкальной ткани. Мускулы способны отвечать на звуки , как струны инструмента. Добившись путем длительных специальных упражнений автоматизма реакций тела , человек освобождается для задач более высокого уровня , связанных с эмоциональной и образной выразительностью. Тело ритмиста должно быть вышколено точно также , как пальцы пианиста.
Технический тренинг , дисциплина движений развивают память тела , как и память пальцев.
Много внимания должно уделяться упражнениям на концентрацию внимания.
Зрелище учеников , свободно владеющих навыком одновременного выражения двудольного метра головой , триолей руками и квинтдолей ногами – служит олицетворением полной власти воли человека над своей телесностью.
Сплошь и рядом преподаватели , пренебрегая самим искусством музыки , заботятся об одной только технике. О музыкальных талантах учащихся они судят только по их рукам и пальцам . Такая позиция находит себе полное сочувствие у нашей публики , которая , в тон этим педагогам , склонна повторять , что виртуоза создают руки и пальцы , а не прекрасный слух и врожденное чувство ритма. Как можно при оценке духовных способностей человека руководиться одной лишь физической меркой ?
Мы предлагаем вести преподавание по иному принципу , а именно : расчленить искусство музыки на отдельные элементы и последовательно знакомить с ними ученика. Это облегчит ему их усвоение.
Порядок должен быть таков : ритм , звук , инструмент. Этому соответствуют :
1. физические упражнения ;
2. упражнения для слуха и голоса ;
3. выяснение взаимоотношений между движениями нашего тела и механизмом данного инструмента , развитие восприимчивого слуха к тембру данного
инструмента.
Мы можем разложить музыку на чисто физические элементы : ритм и звук. Чтобы быть хорошим музыкантом , нужно , во первых , иметь слух , то есть быть в состоянии запоминать звуки по высоте и воспринимать их различную длительность , во вторых , обладать телом , способным воспроизводить, как высоту , так и длительность звуков.
Не оспаривая возможности развития музыкальных способностей у одаренных детей путем игры на инструменте , мы снова обращаем внимание на то , что чувство ритма найдет свое полное развитие и всецело перейдет в плоть и кровь учащегося лишь при условии , что ритм будет восприниматься отдельно , как нечто совершенно самостоятельная по отношению к музыке. Чувствительной душе юного музыканта ритм должен предстать как самостоятельная сущность , а не как часть искусства , не подлежащего раздроблению.
Первопричина всякого доступного нашему слуху ритма ,всякого шума или звука лежит в движении материальных частиц. Если мы хотим исправить ошибку неправильного вступления или ударения , нам нужно видоизменить движение , которое предшествовало звуку. Движения , которые мы делаем при игре на фортепиано , порождаются мышечным напряжением наших членов , действующих в пределах известного ограниченного пространства и времени. Всякая ошибка ритмического характера будет следствием плохо рассчитанного соотношения между силой данного движения и соответствующей мерой времени и пространства.
Повторяем : начинающему заниматься музыкой должно быть прежде всего преподано знание и чувство взаимоотношений между мышечным напряжением и звуком.
Искусство пения требует серьезного изучения , хотя есть такие люди , которые настолько любят в музыке одну лишь чувственную красоту звуков , что совершенно удовлетворяются прелестью любой незначительной мелодии.
Большинство певцов не имеет понятия ни о ритмической гимнастике , ни вообще об огромном значении ритма для выразительного исполнения , и ничему этому не учат учителя пения.
Все упражнения , принятые для выравнивания звучания различных регистров , как – то : -------------, ----------- и т.п., только вредят развитию чувства ритма , если оно не было достаточно сильно развито раньше.
Нельзя петь ритмично , если не умеешь ритмично дышать и говорить. Ритмичное дыхание нужно поставить на первый план , так как оно влияет на ритмичность пения. Сначала нужно научиться ритмично давать звуки , и только после этого можно начать петь со словами.
Воспитание должно ставить себе целью сделать человека господином своего Я.
Всевозможными мускульными упражнениями , служащими равномерному развитию отдельных мускулов , нужно стремиться к желанной цели : создать правильные взаимоотношения между деятельностью отдельных органов и нашей волей ; нужно пробудить мышечное чувство и развить способность передавать свои ощущения посредством движений. Этим путем мы достигнем того , что играющий будет твердо знать, какие мускулы и с какой степенью силы ему нужно пустить в ход для выполнения намерения , родившегося в его мозгу , и как устранить участие посторонних мускулов , противоречащих его целям.

Система доктора Вандера.
Хорошо делать такие упражнения : сначала при неподвижном положении головы попробовать читать ноты поочередно каждым глазом ; затем двигая головой вправо и влево , последовательно направлять взгляд то параллельно , то обратно движению головы! Сначала смотреть только на одну ноту , потом постараться запомнить , какая нота находится за ней , снова перейти к первой и т.д.
В заключении мы должны указать на то , что большинство занимающихся музыкой отождествляет музыкальный ритм с ритмом пластическим , который есть только средство для достижения цели , и большинство ритмических ошибок проистекает от незнания простейших законов движения. Эти ошибки обычно непроизвольны , их не сознают , повторяют , затверживают – так создаются дурные привычки , которые вредно влияют на способности , вкус и , кроме того, усиливают нервность характера.
Ритмическая гимнастика , вводя движения в строго определенные рамки пространства и времени , излечивает нервы.
Ритм есть движение материи , логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве.

Синергисты и антагонисты.
Воля , нервы и мускулы составляют неразрывное целое.
Если мы хотим наделить мозг ритмическим сознанием , то нужно прежде всего сообщить мускулам , а затем уже чувствительные нервы позаботятся о том , чтобы передать его мозгу; в свою очередь , мозг нуждается в восприятии ритма для того ,чтобы при помощи двигательных нервов передать его мускулам.
Таким образом достигается неразрывность тела и духа , осуществляется так необходимый в жизни принцип : думать и делать становится одно , и , значит на месте произвола в душевной жизни устанавливается порядок.
Без телесных ощущений ритма , без ритма пластического не может быть воспринят ритм музыкальный.
В категории наполовину сознательных движений для нас всего интереснее дыхание. До известной степени оно подчинено нашей воле и мы можем управлять им : дышать быстрее или медленнее , поверхностно или глубже , наконец . дышать ритмично. Это, несомненно, имеет большое значение в деле ритмического воспитания воли.
Но важнее всего для нас автоматические движения , которые первоначально были сознательными , затем путем упражнений и привычки сделались непроизвольными , бессознательными. От рефлекторных движений они отличаются тем , что мы в любое время можем их сознательно прекратить или видоизменить.
В категорию автоматических легче всего могут быть переведены такие движения , которые не требуют постоянного и деятельного участия сознания. Сюда относятся , в первую очередь , обычная ходьба и маршировка. Получив однажды побудительный толчок со стороны воли , такого рода движения могут продолжаться потом сами собой , без участия нашего сознания.
Именно потому , что из всех движений маршировка скорее всего может стать автоматической , мы считаем , что ноги лучше других частей тела могут способствовать передаче сознанию ощущения различных длительностей.


Мускулы – это органы , подчиненные нашему представлению.
Мышцы должны работать гармонично , в полном соответствии друг с другом. Если это правило не соблюдается , если сокращения мышц начинаются слишком рано или слишком поздно , или они плохо рассчитаны , то этим движение может быть не только затруднено , но совершенно парализовано. Одновременное несогласованное воздействие сгибателей и разгибателей приводит к состоянию статического напряжения , которое лишает члены тела возможности двигаться.
Нам представляется совершенно непостижимым . каким образом «культурные люди» нации могли расстаться с разумными обычаями , до сих пор свойственными нациям «некультурным»? Подумайте , милостивые государи , о японских матерях , озабоченных движениями членов своих малюток ! Согласно традициям японского народа , гибкость членов является необходимым для жизни свойством , и нет такой японки и такого японца , которые не знали бы искусства массажа. Дети европейских родителей доверенные заботам японской няньки , приобретают с течением времени ту же гибкость всех членов и эластичность мускулов , которые отличают маленьких японцев. Если они , достигнув зрелого возраста , продолжают заботиться о себе в том же направлении , серьезно и добросовестно делая необходимые упражнения , то за ними навсегда сохраняются отличающие их гибкость и физическая энергия. Стыдиться должны наши европейские матери , сравнивая себя с японками! Кто из наших европеек знает строение тела своего ребенка , кто занимается развитием его членов ? Только к семи годам , когда начинается обучение ребенка фортепианной игре , матери приходит в голову , что , пожалуй было бы лучше уже заранее развить гибкость рук. Между тем японка не теряет ни одного часа ! С первых дней рождения ребенка она заботливо следит за игрою крошечных членов , ежедневно массирует их , подготавливая их к задачам , которые им придется выполнять в последствии. Где у нас те женщины , которые желали бы в точности изучить функции суставов и мускулов , которые сознают что в обнаруживающейся в последствии нервности и общей физической неповоротливости детей виноваты сами родители, их невежество и бездарность?
Зато японец отлично знает цену таким свойствам, как гибкость и эластичность тела. Европеец , поживший некоторое время в Японии и возвратившийся на родину , с благодарностью вспоминает услуги своего японского кули. После долгой утомительной верховой езды японец посредством ванны и массажа может уничтожить две трети усталости тела .Есть ли у нас в Европе слуги , которые могли бы оказать нам такую же помощь? И где тот господин , который сам владел бы искусством так воскрешать деятельность своего тела? Правда , и у нас встречаются любители спорта , которые осознают необходимость развивать силу мускулов и гибкость членов , но назовите мне , пожалуйста , хоть одного игрока в теннис , футбол или воздухоплавателя , который посвящал бы ежедневно четверть часа времени физическому воспитанию своего сына или дочери ? Кто думает о гармоничности движений ребенка , о гибкости его суставов , о крепости его мускулов , тем более с первого дня его жизни? Где у нас отцы охотно помогающие своим женам в деле , к которому те совсем не подготовлены?
Знаю только один пример серьезного отношения к этой стороне воспитания . Имеется в виду чрезвычайно распространенная книга под заглавием «Моя система». Горячо рекомендую всем это сочинение.
Автор книги – датчанин , переводы имеются на немецком , французском , английском , голландском и руссом языках. Эта система гимнастики и массажа должна была бы практиковаться всеми , родители должны учить этому своих детей . Она очень легко усваивается , отнимая всего четверть часа ежедневно , но я не нахожу слов для похвал ей.
При одинаковой работе мускулов чувство утомления будет тем больше , чем больше требуется участие в ней наших умственных способностей , то есть головного мозга.
Из этого мы извлекаем для своего метода следующий вывод: упражнения в различных ритмах должны повторяться до тех пор , пока участие в них воли не окажется излишним. Тогда эти упражнения не будут нас утомлять. У нас образуются хорошие ритмические привычки.
Из всех движений маршировка скорее всего становится автоматичной . В силу этого марш составляет , так сказать, альфу и омегу нашего метода – РЕФЛЕКС.
Итак , воля и представление воспитывают наши мускулы; движение нужно выполнить на самом деле.
Успех во всяком искусстве достигается постоянными упражнениями. Кто будет долгое время практиковаться в различных физических движениях или в работе , связанной со сложными движениями тела , тот постепенно научится крайне бережно и расчетливо обходиться со своими физическими силами. Он настолько овладеет своими мышцами , что будет в состоянии делать свою работу с величайшей легкостью , как бы играя ; это совершенно невозможно , если нужные движения знакомы нам только по наблюдениям и мы хотим их сделать , руководствуясь исключительно представлением и желанием.
Благодаря ежедневным постоянным упражнениям возникает более быстрое и непосредственное влияние нервов на подчиненные им мускулы , устанавливается более тесная связь между волевой энергией, разряжающейся в мозгу , и мускульной деятельностью , мышцы как бы привыкают к этим однородным раздражениям и быстрее и легче реагируют на них , поэтому нервы могут легче сопротивляться рефлекторным движениям. Ежедневные упражнения и создающаяся на их почве привычка к определенным движениям, сберегая , насколько возможно , затраты сил, чрезвычайно повышают силу сокращения мышц и очень благотворно влияют на волевую энергию человека и весь его организм в целом.
Повторяем : недостаточно , чтобы ученик только представлял себе движение , понимал его цель и знал , как его нужно сделать – он должен изучить его на практике , исполняя его сам , постоянно упражняясь. И чем больше ритма будет в его мускулах, тем легче будут они подчиняться нервному раздражению, порожденному волевым импульсом. Всем , кто думает, что простым усилием воли можно сделать самому то движение , которое изучали на других, предстоит жесткое разочарование.
Чрезвычайно важным фактором во всякого рода мышечной деятельности является работа дыхательного аппарата.
С быстрой утомляемостью дыхания можно бороться систематическими упражнениями органов дыхания , так же как это делалось с другими мускулами.
Повышая энергию и волю ученика в общем , легче можно приучить его к равномерному вдыханию выдыханию – даже при усиленной мышечной деятельности.
По большей части неправильное дыхание заключается в том , что , даже н

Hosted by uCoz